СБОР ЮРИСТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА В СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ


Аннотация. 28-29 мая 2018 г. в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации прошёл сбор юристов, представляющих в судебных органах интересы Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других органов военного управления (далее – Сбор). Цель проведения Сбора – формирование единого подхода в вопросах представления интересов Министерства обороны Российской Федерации в судебных органах. Для участия в мероприятии собралось около 400 специалистов из десятков городов России. Среди них руководители и сотрудники региональных управлений правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, юрисконсульты воинских частей, сотрудники Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, представители высших военных учебных заведений, а также представители судейского сообщества и ряда иных государственных органов.
Был проведён ряд тематических дискуссий в формате круглых столов, посвящённых различным вопросам досудебного урегулирования споров и судебного
производства.

Ключевые слова: Министерство обороны Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; судебные органы; судебно-правовая практика; военная служба; военные суды


Сбор юристов, представляющих в судебных органах интересы Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
и других органов военного управления, традиционно начался с подведения итогов работы за 2017 г. Директор Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации Н.В. Елина отметила, что за указанный период в пользу Министерства обороны взыскано более 500 млн руб. – 96% от общей суммы требований. За счёт представления интересов Министерства обороны в судах удалось предотвратить незаконное взыскание из бюджета Российской Федерации около 19 млрд руб.

Наталья Владимировна обратила внимание собравшихся на то, что в области досудебного урегулирования споров также наметились положительные тенденции, которые нашли своё выражение в значительном снижении количества судебных дел. Это во многом заслуга тех, кто принимает активное участие в судебной работе по разрешению насущных задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации, таких как предотвращение причинения ущерба бюджету Российской Федерации, взыскание денежных средств в пользу Министерства обороны Российской Федерации. 

На Сборах выступили представители Департамента претензионной и судеб- но-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, судейскогосообщества и Федеральной службы судебных приставов, а его участникам представилась уникальная возможность обсудить наиболее острые проблемы в рамках тематических круглых столов: взаимодействие юристов в таком формате имеет огромное практическое значение – специалисты получают возможность поделиться друг с другом имеющимся опытом, проанализировать трудности, возникающив ходе повседневной деятельности.
Выступая перед собравшимися, представители Отдела судебно-правовой работы затронули насущные вопросы судебно-правовой деятельности и отметили
появление нового направления работы: взыскание взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Актуальность данного вопроса обусловлена большим количеством таких споров в московском регионе. Особое внимание было уделено вопросу взыскания стоимости работ без наличия
соответствующего государственного контракта. В качестве яркого примера участники Сбора проанализировали спор, возникший между Министерством обороны
Российской Федерации и АО «Военторг» в 2018 г.: в рамках указанного спора АО «Военторг», ссылаясь на факт заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания санаторно-курортных учреждений в 2012-2014 гг., обратилось с требованием о взыскании 16 млн руб., превышающих согласованную сторонами твёрдую цену государственного контракта. АО «Военторг» утверждало, что расчёт государственного заказчика, произведённый при заключении контракта, был неверен, в результате чего были оказаны дополнительные не предусмотренные контрактом услуги. 

Затем участникам Сбора был представлен обзор судебной практики по имущественным спорам, а именно по судебным спорам, связанным с недвижимым
имуществом, используемым в нуждах Вооружённых Сил Российской Федерации, в отношении которого требуется судебная защита.
Основная нагрузка по данным спорам ложится непосредственно на те войсковые части и учреждения, в пользовании которых указанное недвижимое имущество находится. Это обусловлено тем, что, как правило, данное имущество закреплено на праве оперативного управления либо бессрочного пользования
за соответствующим учреждением, будь то военный комиссариат образовательного учреждения, военный госпиталь либо же территориальное управление имущественных отношений. Во всех таких случаях возникает следующая ситуация: Министерство обороны Российской Федерации, закрепляя это имущество за под-
ведомственной организацией, возлагает на неё, в частности, функции по контролю за использованием этого имущества, т.е. та организация, которая учитывает у себя на балансе данное имущество, и должна предпринимать в первую очередь меры по защите нарушенных прав, если возникла необходимость такой защиты.
Организация, которая пользуется имуществом либо учитывает его на балансе, должсудебной защите, в том числе руководствуясь требованиями и приказами Министерства обороны Российской Федерации.
Далее внимание участников Сбора сосредоточилось на законодательных изменениях, которые уже вступили в силу за прошедший год и которые должны
вступить в силу с 1 июля 2018 г. Так, в настоящее время меняется структура закона в плане порядка заключения государственного контракта: если ранее каждая
процедура предусматривала отдельный порядок заключения контрактов, т.е. в конкурсе был свой порядок заключения, в электронном – свой, то теперь будут установлены единые требования для всех электронных процедур по порядку заключения государственных контрактов и во всех процедурах будет предусмотрена возможность один раз участнику закупки подать протокол разногласия. В том числе будут установлены единые сроки на подведение итогов закупки, размещение проекта контракта и протокола, направление участником закупки этого протокола и повторное размещение заказчиком проекта контракта с решением протокола разногласия. 

Для заказчиков облегчается процедура в части сроков: начиная от заключения контракта, внесения в него изменений и вплоть до его расторжения. Если ранее
на направление информации о заключении контракта уходило три рабочих дня, а на направление информации об изменении и расторжении – один рабочий
день, то с 1 июля 2018 г. этот срок будет единый и составит пять рабочих дней. Представитель Федеральной службы судебных приставов (ФССП) представил
доклад о сопроводительных документах, поступающих на принудительное исполнение в пользу Министерства обороны Российской Федерации. Ежегодно в ФСПП констатируется рост количества таких документов.